Поталь: что это за материал, и как с ним работать?
Поталь — материал, с которым любят работать многие мастера рукоделия, но чаще всего он применяется при создании украшений из полимерной глины. Благородный блеск сусального золота, эффект кракелюра (растрескивания) — изделия с поталью всегда выглядят очень утонченно и благородно.
Что такое поталь? Отличия от сусального золота
Поталь иногда называют сусальным золотом, однако это неправильно. Тонкие металлические листы или хлопья потали, как правило, изготовлены из алюминия и никеля и встречаются трех основных цветов:
- Золотого
- Серебряного
- Медного (в этом случае в сплав иногда добавляется немного меди)
Ничего удивительно, что поталь иногда путают с драгоценными металлами, ведь невооруженным глазом отличить золотую поталь от сусального золота очень сложно. При этом поталь стоит в разы дешевле благородных аналогов, и это еще одна причина, по которой с ней так любят работать мастера украшений.
Материалы и инструменты для работы с поталью
Поталь считается довольно «капризным» материалом, поэтому мастеру-новичку может потребоваться какое-то время, прежде чем он найдет «общий язык» с поталью. Но прежде всего нужно будет приобрести нужные инструменты и материалы:
- Поталь
Первое и самое главное — это покупка самой потали в хлопьях или в листах, в зависимости от того, какую технику работы вы выберите.
- Кисть лампензель и кисть-лапка
Лампензель — специальная плоская кисть из белки для нанесения сусального золота и потали на изделия. Некоторым мастерам удобнее работать с синтетической веерной кистью-лапкой.
- Колонковая кисть
Кисточка из натурального меха колонка необходима для разглаживания потали по поверхности изделия.
- Клей для потали
Перед тем, как наносить поталь на изделие, его необходимо покрыть специальным клеем. Клей можно приобрести в магазине рукоделия, а некоторые мастера предпочитают самостоятельно изготавливать клеевую основу по собственным уникальным рецептам. Однако начинающим мастерам лучше не экспериментировать и покупать готовый клей до тех пор, пока они не наберутся опыта работы с поталью.
- Защитный лак
Когда украшение готово, его необходимо покрыть лаком-закрепителем, который продается в магазинах рукоделия.
Особенности работы с поталью
Как и во всем остальном, при работе с поталью опыт и секреты мастерства приходят с постоянной практикой. Но, начиная знакомство с поталью, лучше заранее знать о некоторых нюансах:
- Поталь — легчайший материал, который сразу улетит от малейшего дуновения ветерка и даже от дыхания мастера. Чтобы поталь вела себя «послушно», необходимо избегать любых сквозняков и других источников колебаний воздуха.
- Если поталь используется для нанесения на небольшие поверхности (например, на бусины), рекомендуется предварительно разрезать лист потали на несколько частей — так работать будет удобнее. Сделать это можно с помощью скальпеля или острого лезвия, предварительно разложив лист потали на специальной подушечке из замши. В случае если подушечки нет, можно использовать толстый журнал, прокладывая через каждые 10-15 страниц листы потали. Разрезать поталь можно прямо вместе со страницами журнала. При этом страницы не должны быть глянцевыми — к глянцевой поверхности поталь намертво прилипнет. Выбирать нужно журналы или брошюры с шероховатыми, «газетными» страницами.
- Когда требуется нанесение потали на большую поверхность, удобнее снимать заготовку сразу с книжки, в которой продается поталь. Разрезать при этом листы не нужно.
- Брать и переносить листы, фрагменты, хлопья потали можно только с помощью кисти. Руками трогать поталь нельзя — от соприкосновения с пальцами она сразу порвется и потемнеет.
- При работе с поталью и полимерной глиной можно не использовать клей — листы или хлопья потали просто укладываются на пласты из глины с помощью кисточки. Также необязательно покрывать изделия из полимерной глины с поталью специальным клеем или лаком.
Популярные техники и способы работы с поталью
Мастера, которые работают с полимерной глиной, часто используют поталь для получения оригинальных эффектов. Например, для создания имитации слюды, в роли которой, как можно догадаться, выступает поталь. Но это далеко не единственный вариант «симбиоза» потали и пластики.
Полимерная глина очень пластична (это понятно даже из ее названия — «пластика»), а это значит, что к ней можно добавлять поталь, а затем раскатывать, создавать многослойные структуры, вкрапления в виде блесток и многое-многое другое. Среди самых популярных способов работы с поталью мастера выделяют следующие:
- На раскатанный лист полимерной глины наносится поталь, а затем растягивается для получения эффекта «кракелюр». После этого мастер оборачивает бусину-заготовку пластом глины с поталью и формирует бусину.
- На уже готовое изделие мастер наносит поталь целым листом либо нарезанной в форме квадратов, полосок и т.д. — в зависимости от того, какой узор требуется получить. При такой технологии нанесения трещин будет меньше, чем при нанесении потали на пласт полимерной глины.
- На изделие из незапеченной полимерной глины накладывается поталь, а затем проставляются фигурные штампы для создания объемной фактуры. Затем с украшения снимается слой потали, но она остается в углублениях — очень красивый эффект в стиле «ретро-шика».
-
Еще одна техника, которую любят многие мастера — применение потали вместе с красками. Это может быть акрил, витражные краски или даже спиртовые чернила, главное, чтобы краски хорошо выдержали процесс запекания полимерной глины.
Поталь наносится на лист раскатанной пластики, а затем покрывается красками. Далее нужно немного подождать, а когда краска высохнет, можно запекать изделие.
Кстати, интересный эффект получится, если использовать вместо полимерной глины эпоксидную смолу. Хлопья потали, залитые в эпоксидку, смотрятся очень необычно и удивительно красиво!
Опытные мастера, которые давно работают с поталью, рекомендуют начинать с простых техник и изделий. Например, с создания бусин из пластики в технике «кракелюр». Пробуйте, фантазируйте и творите! А все необходимое для творчества — поталь разных цветов и полимерную глину — вы можете приобрести в нашем интернет-магазине Beastree.
- Комментарии