Классические витражи и витражная живопись
Искусство создания витражей уходит корнями в глубокое прошлое — еще в самом начале Христианской эпохи появились первые витражные картины. Принято считать, что это событие произошло во Франции, поскольку само слово «витраж» появилось именно там, при этом оно происходит от латинского vitrum — «стекло». Искусство создания витражей прошло сквозь века и осталось популярным по сегодняшний день.
Огромный выбор материалов, инструментов и техник создания витражных картин дают современным мастерам возможность постоянно совершенствоваться и создавать настоящие шедевры.
Немного истории
Согласно одной из самых популярных версий, витражное искусство берет свое начало в Раннем Средневековье во время зарождения христианства. Как можно догадаться, для витражей той эпохи использовались исключительно библейские сюжеты, а сами «картины на стекле» использовались для убранства церквей и храмов.
В книге некого монаха Теофила, жившего в XII веке, содержится довольно подробное описание витражной техники. Сначала на пластины из стекла наносили рисунок шварцлотом — специальной краской из окислов меди и железа, а также вина и масла, благодаря чему краска приобретала коричневый оттенок. После того, как художник заканчивал свою работу, изделие обжигали в печи.
Интересно, что в России искусство витража появилось гораздо позже — лишь в конце XVIII века. Такая задержка по сравнению с Европой связана, в первую очередь, с религиозными особенностями. Православные священнослужители считали, что лики святых можно изображать лишь на прочных и долговечных материалах, таких как дерево. Стекло же очень хрупкое, а потому изображать на нем лики святых великомучеников — богохульство. Возможно, такая точка зрения была связана и с тем, что в России долгое время качество стеклянных изделий оставляло желать лучшего.
Хотя, в XVIII веке в России все-таки стали появляться витражи, у нас это искусство все равно не получило такой популярности, как в Европе.
В начале XX века в европейских странах в связи с появлением стиля модерн и ар-нуво снова наблюдался всплеск интереса к витражам. Правда, церковную тематику заменили светские сюжеты. В период мировых войн в витражном искусстве вновь наблюдалось затишье, но лишь для того, чтобы затем вступить в свои права с новыми силами.
Сегодня искусство витража и витражной живописи очень популярно среди российских мастеров, которые используют в своей работе не только классические, но разнообразные современные техники и создают картины удивительной красоты.
Популярные витражные техники
Техник создания витражных картин очень много, среди них есть и старинные, и современные, и уникальные авторские. Среди самых популярных:
- Классический или наборный коллаж
Одна из самых древних витражных техник, в которой используются заранее отлитые или вырезанные стекла разных цветов. В единую картину отдельные стекла соединяются с помощью свинцового, медного или латунного профиля.
Витражи, изготовленные с помощью такой техники, отличаются высокой прочностью, благодаря чему мастера могут создавать картины большого масштаба.
- Тиффани
Особенность этой техники — в оборачивании каждого стекла-фрагмента медной фольгой, после чего детали картины сплавляются оловом. Мастера очень любят тиффани за то, что этот метод дает возможность добиться очень высокой детализации изображения.
Чаще всего такую витражную технику применяют для создания предметов интерьера — торшеров, люстр, ваз, настольных ламп и т.п.
- Фьюзинг
Фьюзинг или тепловая обработка — техника, при которой фрагменты стекла «спекают» при высоких температурах +600…+900°С. Во время нагрева стеклянные детали прочно соединяются между собой и образуют единую картину.
Многие полагают, что витраж — очень сложное искусство, требующее годы обучения и постижения этого мастерства (и совершенно верно). По этой причине многие выбирают близкое направление — художественную роспись по стеклу.
Витражная живопись или художественная роспись по стеклу
Витражная живопись, в отличие от классического создания витражей, не предполагает использования отдельных цветных стекол. Необходимо подготовить только само стеклянное изделие (или керамическое), которое будет расписываться, и специальные витражные краски. В зависимости от состава краски могут быть на водной, спиртовой или лаковой основе.
Также витражные краски отличаются по способу закрепления:
- Обжигаемые — требуют термической обработки (для большинства таких красок достаточно обычной духовки).
- Необжигаемые — соответственно, не требуют термической обработки.
- Трансферные — образуют при высыхании тонкую пленку, благодаря чему рисунок можно наклеить на любую гладкую поверхность.
- Запекаемые гранулы — разноцветные пластиковые гранулы, которые плавятся при температуре 160-200°С и используются для декорирования стекла. Чаще всего такие гранулы применяются в качестве дополнения к другим видам красок. Например, если требуется прорисовать мелкие детали.
Среди наиболее популярных техник работы с витражными красками мастера обычно выделяют:
- Контурную технику
Как понятно уже из названия, сначала мастер создает эскиз-контур рисунка, а затем заливает пространство между обозначенными контурами красками.
Иногда в качестве контура применяется свинцовая лента, ее используют при создании больших витражей.
- Бесконтурную технику
Эта техника витражной живописи считается более сложной, чем контурная, и требует определенной подготовки и уровня мастерства.
Поскольку в этом случае не используются контуры, то краска смешивается, поэтому мастеру нужно очень постараться, чтобы создать красивый рисунок.
Довольно часто мастера используют одновременно и контурную, и бесконтурную технику. Например, обозначают на стекле контуры цветка, а для придания цвета его лепесткам применяют бесконтурный метод смешивания красок.
- Многослойную технику
Нанесение на стекло красок несколькими слоями называется многослойной витражной техникой. При этом художник может дожидаться высыхания нижних слоев, а может оставлять их сырыми — все зависит от того, какой эффект и цветовой оттенок он хочет получить.
Многослойная техника применяется в витражной живописи в тех случаях, когда мастеру нужно добиться максимально реалистичной цветопередачи.
- Технику точечной росписи
Главная особенность точечной техники — создание изображений путем набора точек, которые могут быть разного размера и, конечно, разных цветов. Можно также менять плотность точек и совмещать эту технику с любыми другими. Например, с многослойной или контурной техникой.
В интернете довольно много качественных видео-уроков и мастер-классов по обучению разным техникам витражной живописи, многие из которых рассчитаны на новичков. Осталось только купить все необходимое для работы и можно смело приступать к творческим экспериментам!
- Комментарии